Нижевич Людмила Ивановна
Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по бюджету и финансам
Профессионализм. Ответственность. Справедливость.

Нижевич Людмила Ивановна
Главная Новости

Новости

4 октября 2021 года на заседании шестой сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва сформированы рабочие органы сессии, утверждена повестка дня, рассмотрены 11 вопросов.

05 10/2021

4 октября 2021 года на заседании шестой сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва сформированы рабочие органы сессии, утверждена повестка дня, рассмотрены 11 вопросов.

Руководителем секретариата шестой сессии Палаты представителей избрана заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Ананич Л.С., заместитель руководителя секретариата сессии — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Дубов А.В.

Счетную комиссию возглавил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Свилло В.З., заместитель председателя счетной комиссии сессии — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Лагунова Г.Н.


Утверждена повестка дня сессии, которая включает 20 вопросов.

В ходе заседания в первом чтении были приняты два законопроекта.

Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Белоконев О.А. и заместитель председателя этой комиссии Дубов А.В. представили проект Закона «Об изменении Уголовного кодекса Республики Беларусь».

В связи с распространением новых специфических видов противоправного поведения и с целью усиления превентивного потенциала статьи 361 Уголовного кодекса Республики Беларусь последняя излагается в новой редакции, при этом ужесточается уголовная ответственность за действия, направленные на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе с указанием на такой криминообразующий признак этого преступления, как «призывы, направленные на применение мер ограничительного характера (санкций) в отношении Республики Беларусь, физических и юридических лиц Республики Беларусь».

Проектом Закона предлагается наказывать указанные действия по части 1 статьи 361 Уголовного кодекса Республики Беларусь ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до шести лет, по части 2 — лишением свободы на срок от трех до десяти лет, по части 3 — лишением свободы на срок от четырех до двенадцати лет.

С докладом по проекту Закона «Об изменении законов по вопросам животного мира и безопасности генно-инженерной деятельности» выступил заместитель Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Корбут А.Н., с содокладом — председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Васильков Н.А.

Законопроектом вносятся изменения в законы «О безопасности генно-инженерной деятельности» и «О животном мире» с учетом практики их применения, приведение их норм в соответствие с нормами Закона «О нормативных правовых актах», иных актов законодательства.

В Законе «О безопасности генно-инженерной деятельности» предлагается исключить указание на «породы» в термине «породы генно-инженерных животных». Это необходимо для того, чтобы расширить перечень объектов регистрации генно-инженерных животных и использовать их в хозяйственных целях.

В Закон «О животном мире» вносятся изменения, которые касаются отношений, связанных с содержанием и (или) разведением в неволе юридическими лицами, гражданами диких животных.

Вводится определение терминов «контактные зоопарки» и «передвижные зоопарки», под которыми соответственно понимаются объекты (вольеры, клетки, бассейны, аквариумы, террариумы, акватеррариумы и иное), где содержатся в целях демонстрации и физического контакта дикие и иные животные, а также объекты (клетки, бассейны, аквариумы, террариумы, акватеррариумы и иное), расположенные на (в) транспортных средствах, где содержатся дикие животные в неволе в целях их демонстрации.

Из определения термина «дикие животные в неволе» предлагается исключить слова «отловленные из среды их обитания» в связи с тем, что в настоящее время более 50 процентов содержащихся в неволе животных ввезены на территорию нашей республики из других стран (ранее были разведены в неволе) и не были отловлены из среды их обитания.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды наделяется полномочиями устанавливать по предложению Национальной академии наук Беларуси перечни видов диких животных:

запрещенных к содержанию и (или) разведению в неволе в квартирах многоквартирных и блокированных жилых домов, одноквартирных жилых домах и на придомовых территориях одноквартирных жилых домов;

разрешенных к содержанию в контактных зоопарках.

Также вводится запрет на содержание и (или) разведение диких животных в передвижных зоопарках.

Вышеуказанные ограничения и запреты не будут распространяться на случаи содержания и использования таких животных в стационарных зоопарках, цирках, дельфинариях, объектах содержания и (или) разведения диких животных, так как в стационарных объектах, в которых содержатся дикие животные, используемые в культурно-зрелищных мероприятиях, возможно создать условия, соответствующие биологическим (видовым и индивидуальным) особенностям животных, не причиняя вреда их жизни и здоровью.

Введение предлагаемых проектом Закона положений, ограничивающих использование отдельных видов животных, будет способствовать исключению нелегального ввоза редких диких животных в Республику Беларусь, так как снизится спрос на их приобретение, а также выполнению Республикой Беларусь международных соглашений в этой сфере.

Во втором чтении были приняты три проекта законов.

О проекте Закона «Об изменении Конституции Республики Беларусь» доложил председатель специальной комиссии Палаты представителей по подготовке законопроекта Семеняко В.М.

Проектом Закона в Конституцию Республики Беларусь от 15 марта 1994 года вносятся изменения, предусматривающие проведение выборов депутатов в единый день голосования, а также дополнение Ко

Проект Закона «О туризме» представил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Масейков А.А.нституции Республики Беларусь статьей 147, согласно которой Местные Советы депутатов двадцать восьмого созыва осуществляют свои полномочия до начала полномочий местных Советов депутатов, избранных в единый день голосования.

Законопроект призван обеспечить комплексное, системное и более полное регулирование общественных отношений в сфере туризма, решить ряд назревших проблемных вопросов. В частности, акцент сделан на улучшении правового положения граждан, являющихся потребителями туристических услуг, и защиту их интересов.

Основной новеллой законопроекта является введение института финансового обеспечения ответственности туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного выездного туризма. Механизм защиты прав потребителей включает в себя реализацию трех способов такого обеспечения, носящих вариативный характер: договор страхования ответственности туроператора за причинение имущественного вреда участникам туристической деятельности, банковская гарантия в обеспечение исполнения туроператором обязательств при причинении имущественного вреда участникам туристической деятельности и участие туроператора в формировании фонда ответственности туроператоров. Реализация указанных способов осуществляется при наступлении случаев невозможности исполнения туроператором своих обязательств по договорам оказания туристических услуг в сфере международного выездного туризма, исчерпывающий перечень которых установлен законопроектом. Законопроектом также подробно определен порядок и условия реализации каждого из этих способов.

Еще одним элементом, способствующим повышению ответственности туроператоров за оказываемые услуги, является разделение ответственности турагентов и туроператоров в данном вопросе.

Наряду с этим законопроектом предусмотрены изменения и в части одностороннего отказа от исполнения обязательств. Законопроектом установлено, что относится к фактически понесенным расходам, подлежащим возмещению туроператору заказчиком при одностороннем отказе от исполнения обязательств по соответствующему договору, предусмотрена необходимость подтверждения исполнителем фактически понесенных расходов, обозначения в платежных и иных документах источника этих расходов и последствия такого неподтверждения.

С целью упорядочения действий по разрешению конфликтных ситуаций с исполнителем законопроектом регламентирован претензионный порядок урегулирования споров и устанавливается обязательный характер соблюдения этого порядка до обращения с иском в суд, если иное не установлено договором оказания туристических услуг.

Для оптимизации процессов оказания туристических и экскурсионных услуг закреплена возможность заключения соответствующих договоров в электронном виде.

Кроме того, с целью защиты профессионально-этической составляющей экскурсионного обслуживания и повышения качества экскурсионных услуг устанавливается запрет на проведение экскурсий лицами, не имеющими свидетельства о профессиональной аттестации, подтверждающей квалификацию экскурсоводов, гидов-переводчиков.

Для улучшения качества экскурсионного обслуживания на законодательном уровне закреплена возможность применения аудиогидов, мобильных сопровождений экскурсий и иных технических средств, что обусловлено развитием информационных технологий, а также целесообразностью экономии финансовых и человеческих ресурсов, особенно в пик туристических сезонов.

Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Васюков В.М. рассказал о новациях проекта Закона «Об изменении законов по вопросам гарантированного возмещения банковских вкладов (депозитов)».

Предлагаемые законопроектом изменения обусловлены необходимостью совершенствования правового регулирования отношений в сфере гарантированного возмещения физическим лицам денежных средств, размещенных ими на счетах и (или) во вклады (депозиты) в банках (далее — банковский вклад (депозит).

Проектом Закона предлагается:

ввести гарантированное возмещение денежных средств, размещенных индивидуальными предпринимателями на счетах и (или) во вклады (депозиты) в банках с установлением для данной новой категории вкладчиков ограничения по сумме возмещения;

сократить с одного месяца до 7 дней (с даты подачи заявления о выплате возмещения) срок выплаты возмещения банковских вкладов (депозитов) по заявлениям, не требующим дополнительного изучения (при необходимости дополнительного изучения заявления о выплате возмещения сохраняется срок до одного месяца);

предоставить физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, возможность выбора способа выплаты возмещения (наличными денежными средствами в банке-поверенном либо в безналичном порядке посредством перечисления на указанный в заявлении текущий (расчетный) банковский счет физического лица в банке Республики Беларусь);

увеличить с двух до пяти лет продолжительность времени, в течение которого вкладчики вправе обратиться за возмещением банковского вклада (депозита);

перейти к системе дифференцированных взносов банков в резерв государственного учреждения «Агентство по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц», в соответствии с которой величина взносов банков будет зависеть от уровня рисков, принимаемых банками при осуществлении своей деятельности;

расширить возможности для инвестирования временно свободных денежных средств Агентства.

Законопроектом предусматривается введение гарантированного возмещения банковских вкладов (депозитов) индивидуальных предпринимателей с установлением для них ограничения по сумме возмещения в размере 100 000 белорусских рублей.

В целях обеспечения возможности осуществления выплаты возмещения банковских вкладов (депозитов) в сокращенные сроки (семь дней с даты подачи заявления о выплате возмещения) законопроектом корректируются нормы, касающиеся обязанностей банков формировать реестр обязательств и актуализировать сведения о размере обязательств перед физическими лицами. Одновременно Агентство наделяется полномочиями, позволяющими обеспечить контроль и безусловное выполнение банками указанных обязанностей.

Кроме того, законопроектом предусмотрено существенное расширение полномочий Агентства для обеспечения эффективной реализации им обязанностей по выплате индивидуальным предпринимателям возмещения банковских вкладов (депозитов), а также создания условий для дальнейшего развития системы гарантированного возмещения банковских вкладов (депозитов).

Законопроектом предусматривается возможность размещения временно свободных денежных средств Агентства в облигации ОАО «Банк развития Республики Беларусь». Это позволит снизить процентные расходы как Министерства финансов, так и Национального банка.

ОАО «Банк развития Республики Беларусь» при этом получит дополнительный устойчивый источник финансовых ресурсов, а Агентство — альтернативный инвестиционный инструмент высокого качества, что позволит диверсифицировать активы Агентства.

Нормы Закона о гарантировании вкладов также приводятся в соответствие с положениями законов Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» и «Об аудиторской деятельности».

Кроме того, парламентарии рассмотрели два законопроекта о ратификации международных соглашений.

Министр внутренних дел Республики Беларусь Кубраков И.В. и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Савиных А.В. доложили о проекте Закона «О приостановлении действия Соглашения между Республикой Беларусь и Европейским союзом о реадмиссии лиц, пребывающих без разрешения».

Проект Закона подготовлен в рамках ответных мер на недружественные действия, принятые Европейским союзом и его государствами-членами в отношении Республики Беларусь, и предусматривает освобождение белорусской стороны от обязательств исполнять Соглашение между Республикой Беларусь и Европейским союзом о реадмиссии лиц, пребывающих без разрешения, в течение периода его приостановления.

Соглашение между Республикой Беларусь и Европейским союзом о реадмиссии лиц, пребывающих без разрешения, было подписано 8 января 2020 года в г. Брюсселе в целях определения порядка передачи и принятия лиц, находящихся на территории Республики Беларусь и государств — членов Европейского союза в нарушение порядка въезда, выезда, пребывания и проживания иностранных граждан и лиц без гражданства. Ратифицировано Республикой Беларусь 9 апреля 2020 года и вступило в силу 1 июля 2020 года.

Согласно пункту 6 статьи 23 Соглашения каждая сторона вправе частично или полностью временно приостановить его действие, официально уведомив об этом другую сторону после предварительных консультаций в Совместном комитете по реадмиссии. Приостановление действия вступает в силу на второй день, следующий за днем такого уведомления.

На период приостановления действия Соглашения приостанавливается исчисление двухгодичного периода, предусмотренного в пункте 3 статьи 23 Соглашения для начала применения обязательств по реадмиссии граждан третьих государств и лиц без гражданства.

Вместе с тем, приостановление действия Соглашения не препятствует возможности ведения Республикой Беларусь параллельно переговорного процесса по заключению двусторонних договоров или достижению договоренностей о реадмиссии лиц с отдельными государствами-членами в случае обоюдной заинтересованности.

С докладом о проекте Закона «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о порядке защиты конфиденциальной информации и ответственности за ее разглашение при осуществлении Евразийской экономической комиссией полномочий по контролю за соблюдением единых правил конкуренции от 12 ноября 2014 года» выступил первый заместитель Министра  антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь Вежновец И.В., с содокладом — член Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Адаменко Е.Б.

Изменения, предусмотренные Протоколом, направлены на совершенствование порядка работы с документами ограниченного распространения (конфиденциальной информацией и информацией для служебного пользования), а также уточнение круга лиц, которые несут ответственность за разглашение такой информации.

Соглашение о порядке защиты конфиденциальной информации и ответственности за ее разглашение при осуществлении Евразийской экономической комиссией полномочий по контролю за соблюдением единых правил конкуренции от 12 ноября 2014 года обеспечивает необходимые условия по соблюдению порядка обращения с конфиденциальной информацией, предоставляемой хозяйствующими субъектами в Евразийскую экономическую комиссию в рамках рассмотрения вопросов о нарушении общих правил конкуренции, в которых участвуют ЕЭК, органы государственной власти государств — членов Евразийского экономического союза, юридические и физические лица.

Депутатский корпус также принял к сведению два декрета Президента Республики Беларусь.

О Декрете Президента Республики Беларусь от 6 июля 2021 г. № 3 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь по вопросам размещения (распространения) рекламы» доложили первый заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь Вежновец И.В. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Гайдук О.В.

Документ направлен на корректировку Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства».

В частности, установлено, что субъекты хозяйствования при осуществлении экономической деятельности в сфере рекламной деятельности размещают (распространяют) наружную рекламу на установленном на основании разрешения местного исполнительного и распорядительного органа средстве наружной рекламы после согласования содержания этой рекламы с местным исполнительным и распорядительным органом по месту ее размещения (распространения), а также размещают (распространяют) рекламу на транспортном средстве после согласования ее содержания с местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения юридического лица или месту жительства индивидуального предпринимателя, являющихся владельцами данного транспортного средства.

Вместе с тем они вправе без согласования размещать (распространять) на транспортном средстве рекламу, содержащую исключительно информацию:

о субъектах хозяйствования, осуществляющих на данном транспортном средстве перевозку пассажиров и (или) грузов;

о владельце данного транспортного средства;

о товарных знаках и (или) знаках обслуживания, используемых для обозначения товаров, работ и (или) услуг указанных лиц;

о продаже данного транспортного средства;

о номере телефона диспетчера такси.

Порядок согласования содержания наружной рекламы на средстве наружной рекламы и рекламы на транспортном средстве определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Председатель Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь Матусевич Д.Ф. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Машкаров А.В. проинформировали о Декрете Президента Республики Беларусь от 22 июля 2021 г. № 4 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь».

Декретом вносятся изменения в Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3 «О приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», предусматривающие исключение необходимости согласования с Президентом Республики Беларусь эмиссии акций дополнительных выпусков открытых акционерных обществ, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, созданных в процессе приватизации объектов, находившихся в государственной собственности, и передачу этой функции Совету Министров Республики Беларусь, областным и Минскому городскому исполнительным комитетам.

Предложения об эмиссиях акций дополнительных выпусков акционерных обществ в соответствии с Декретом вносятся на согласование государственными органами и организациями, уполномоченными управлять принадлежащими государству акциями этих обществ, или организациями, у которых такие акции находятся в хозяйственном ведении (оперативном управлении).

Предусмотренные Декретом изменения позволят снизить сроки согласования эмиссии акций дополнительных выпусков и реализации акций инвесторам. Реализация норм Декрета создаст дополнительные условия для стимулирования инвестиционной активности и будет способствовать повышению эффективности деятельности предприятий.


Все новости